Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи

родной язык, мелкая моторика, развитие речи,формирование речи, двигательная активность,

Человек наделен уникальной способностью, отличающей его от животных, он умеет говорить. А так как речь это средство общения в устной или письменной форме, то в дошкольном возрасте очень важным для ребенка является овладение родным языком. Ребенок учится говорить, едва прожив на земле год-два. Уже в этом возрасте ребенку нужна речь для того чтоб выражать свои чувства, эмоции, желания, для  взаимодействия с окружающим миром. Речь ребенка формируется в общении со взрослыми, сверстниками. Общаясь, ребенок развивает познавательные потребности, через речь он приобретает  знания, которые становятся его достоянием. Своевременное овладение речью способствует полноценному психическому развитию ребенка. Развитая речь это: успехи в учебе, в общении, в дальнейшей жизни.

Речью является согласованная работа головного мозга и отделов нервной системы и осуществляется речь при участии ведущих каналов восприятия: визуального, аудиального, кинестетического и двигательных анализаторов (губы, язык и т.д.). Для того чтобы ребенок понял смысл слова, он должен включить все три ведущих канала восприятия. И.П.Павлов считал, что речь, это мышечные ощущения идущие в кору головного мозга от речевого аппарата.

Двигательная активность (включая активность кистей рук и пальцев) и речь у человека осуществляется параллельно. Учеными было доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук развивает более совершенную речь. Способность выполнять руками  и пальцами скоординированные и точные действия называют мелкой  моторикой. Необходимость освоения мелкой моторики продиктована жизнедеятельностью человека. С детства он учиться обслуживать себя, участвовать в играх, проявлять себя в творчестве. Развитая мелкая моторика помогает ребенку получать социальный опыт, а это способствует формированию адекватной самооценки. Именно поэтому в дошкольном возрасте важно учить ребенка лепить, рисовать, клеить, вырезать и т. д.

Недоразвитие мелкой моторики у многих детей вызывает сложности манипулятивных действий, и если взрослый недоволен, что у ребенка не получается, это порождает в ребенке тревогу и часто вынуждает ребенка отказываться выполнять действия. Очень важно, в процессе развития мелкой моторики поддерживать детей одобрениями, а в младшем возрасте помогать. Это стимулирует ребенка к рассказу и является дополнительным источником развития речи, побуждает его не бояться и не стесняться. Развитие мелкой моторики необходимо для овладения дошкольником предметных действий, овладение предметными действиями развивает не только пальцы и кисти рук, но и обогащает его мышление и  понятийный аппарат, это расширяет сферу познания ребенка. У современных детей мало возможностей учиться многим операциям с ножницами, глиной, тканью и т.д. у старших детей, которые раньше рассказывали, как делать,   приходиться обучать детей родителям. Чем раньше дошкольник научится резать, лепить, клеить и при этом объяснять, что он делает, а малыши  стараются рассказывать, чтоб их поняли, тем лучше будет развита мелкая моторика вашего ребенка и речь. Речь и двигательные функции способствуют активизации речевых процессов. Фантазируйте вместе с малышом, и ему в будущем будет легко усваивать информацию об окружающем мире. Удачи!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.