Подростковый возраст

опыт, подростковый возраст, окружающая среда, зависимость, педагогический процесс, развитие личности

Подростковый возраст принято считать переломным, переходным и даже критическим. Первым объяснил данное явление См. Холл, описав амбивалентность чувств подростка и парадоксальность его характера. Л С. Выготский считал, что особенности подросткового возраста зависят от уровня развития общества, и относил его к самому неустойчивому и изменчивому периоду. Он писал «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте…»[1].  Многие ученые, например В. Штерн, Э. Эриксон и др., называют этот период этапом формирования личности.

Например, Э. Эриксон считал, что подростковый возраст зависит от двух главных параметров: физиологического созревания и  духовной атмосферы, в которой  живет подросток. А. Н, Леонтьев, говорил, что развитие личности человека зависит от того, какие возможности ему предоставляет общество. С позиции Л. С. Выготского развитие личности «…это культурно — исторический процесс присвоения ребенком культуры человеческого опыта»[2], т. е. переноса  этой культуры извне во внутренний план каждым индивидуумом.

Без участия взрослого, ребенок не может освоить культуру человеческого опыта. Это можно осуществить только в сотрудничестве со взрослым, поскольку в таком сотрудничестве ребенок усваивает способы выполнения каких-либо, действий, формирует средства управления своим поведением и это становится его внутренним механизмом, регулирующим поведение во взрослом возрасте.

В развитии человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, а именно внешнюю и внутреннюю закономерность и обусловленность. Внешние условия – это окружение человека —  среда, в которой он живет и развивается, внутренние  — это физиологические и психические свойства организма. На наш взгляд, необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы осуществлялось не только внешнее воздействие на развитие подростка, но и воздействие на его внутреннее развитие, то есть  психологическое.

Поскольку  подростковый возраст особенный, то именно в этом возрасте у подростков возникает готовность ко многим различным видам обучения.

Значимое влияние на развитие личности, в этом возрасте, может оказать развитие творческого воображения.

Продолжение следует…

[1]Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6томах том 2.

[2]Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6томах том 2.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.