Пазлы как инструмент развития речи

мелкая моторика, подвижные кисти рук, жесты руками, тело, интеллект, творческие замыслы, позитивные эмоции, развитие пальцев рук

Как часто вы задумываетесь о том как работают части вашего тела? Например, как вот мы идем? Или как моргаем, или как берем что-то руками. Мы просто делаем это действие и не разбираемся в механике.

А между тем, человек, единственный у кого есть подвижные кисти рук. Ну не считая обезьян, от которых мы люди, собственно и произошли.

Кисти рук настолько уникальны, что задумавшись, удивляешься, как много человек может делать с их помощью. Руки стали неотъемлемой часть не только тела, но и речи. Жестом рук можно передать все, что невозможно передать словами: можно поддержать собеседника, можно упокоить, а можно и оскорбить. На протяжении развития человечества, чем больше появлялось сложной работы, тем больше система «тело-интеллект» фиксировала в мозге проекцию движения рук. В процессе эволюции кисть руки стала не только исполнять волю того, кому принадлежит, но и созидать новое. Многие ученые В.М.Бехтерев, М.. Звонарева, В.А.Сухомлинский, Т.П. Хризман отводят большую роль движениям пальцев в развитии детей. Чем увереннее движения кистей рук ребенка (манипуляция с ножницами, клеем, кистями, карандашами и т.д.), тем больше вероятность зарождения у него творческих замыслов.

Еще учеными доказано, что развитая моторика прямым образом влияет на речевое развитие. А тренировка пальцев рук способствует развитию речи. Поэтому мы в нашем Центре мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики (об этом можно прочитать здесь и здесь).

В этой статье хочется затронуть вопрос о том, как в современную жизнь семьи ввести приемы развития мелкой моторики ребенка, поскольку цивилизация лишила наших детей многих действий руками (дети не моют посуду, не завязывают шнурки, не застегиваю пуговицы,  и т.д.). Взрослые облегчили  себе жизнь, создав липучки, молнии  и другие приспособления, а это в свою очередь, привело к тому, что до минимума сократились мелкие движения пальцев ребенка.

Однако выход есть!

Для того, чтобы ваш ребенок держал ловко ложку, карандаш, легко застегивал пуговицы и собирал из мелких деталей конструктора красивые вещи, играйте с ним в пазлы. Пазлы можно сделать самим, превратите игру в загадку. Вы получите массу удовольствия и мало трудозатрат.

Как же сделать пазлы?

Для этого возьмите лист бумаги, его размер будет зависеть от возраста ребенка (для детей 3 лет, мы используем обычный лист А4, для детей помладше можно взять размер в два раза меньше.

Рисуем или скачиваем из интернета рисунок (в младшем дошкольном возрасте это должен быть не сложный линейный рисунок) у нас это елка (одним из обязательных условий является то, что ребенок не должен видеть рисунок).

IMG_1080

Складываем лист на 4 части (для старшего дошкольного возраста можно взять картинку другого уровня сложности), разрезаем его и просим ребенка подобрать детали и отгадать, что нарисовано на картинке. Если есть время, то можно позволить ребенку самостоятельно сделать следующее: приклеить детали  на другой формат, разукрасить рисунок карандашами или красками.

В предложенной работе ребенку придется выполнить несколько действий: подумать, подобрать правильно детали и сложить их в единое целое.

Дети любят задание с пазлами по нескольким причинам. Во-первых они удовлетворяют свое любопытство (что нарисовано на картинке), во-вторых они получают море позитивных эмоций в момент когда картинка сложена. И в-третьих, им нравится разукрашивать цветными красками.

Ну а если  эту работу вы поместите на видном месте, то у малыша будет формироваться чувство уверенности в том, что если делать, то все получиться. В первый раз ребенку надо помочь правильно собрать пазлы, а в следующих заданиях дайте ему сделать это самому. Такой игрой можно заниматься практически везде, где есть бумага: дома, на даче, в самолете, в поезде, бумагу можно не только резать, ее можно и разорвать на несколько частей.

А играя со старшими дошкольниками, вы можете поменяться ролями, ребенок придумывает, а вы отгадываете. Самым главным, кроме развития мелкой моторики, будет общение между вами и ребенком, а ему это так же необходимо, как и развитие пальцев рук.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.