Нужна ли арт-терапия в школьной программе?

арт-терапия, инструментарий психолога, развитие творческого воображения, эмоциональное образование, творчество, эстетическая среда, гуманистическая психология

Арт-терапия отличный метод в инструментарии психолога, который показывает отличные результаты. Однако, если включить арт-терапию в школьную программу, то количество обращений к психологам значительно снизиться.

В образовании арт-терапию можно использовать как средство психической гармонизации и развития человека. Она выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстанавливает эмоциональное равновесие и устраняет нарушения поведения.

Владение приемами арт-терапии дает возможность специалисту-педагогу корректировать эмоциональный фон ученика и развивать творческое воображение, то есть влиять на развитие индивидуальности ученика. Также она дает возможность приводить учеников к сохранению эмоционального равновесия.

В отличие от «медицинского» направления, специалисты в области образования, считают, что используемые ими формы арт-терапии не имеют отношения к «лечению». В образовательной области используются такие термины как «развитие творческого начала», «эмоциональное образование» и т.д., это более точно отражает направленность их работы, считает  А. И. Копытин, и называет групповые занятия по арт-терапии в образовательном учреждении работой по «художественному самовыражению».

«Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используется «педагогическим» направлением, обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому рассматривается как весомый психогигиенический (психопрофилактический) и психокоррекционный фактор». Внедрение способов арт-терапии в образовательной школе поможет учащимся быть позитивно настроенными и эмоционально уравновешенными. Психологи гуманистического направления считают, что если арт-терапия обращается к какому-либо виду искусства (изобразительная, театральная, танцевальная терапии и т. д.) в работе с любым человеком, то у человека начинают работать механизмы приспособления, служащие совершенствованию и реализации самого себя. Реализуя себя в создании и воплощении художественных образов в картинах, скульптурах, сыгранных ролях и т.д. у человека,  благодаря  этому выходу,   происходит личностное понимание мира.

Личность стремиться всегда к самореализации, а переживание  красоты и экстаза являются ее проявлениями. Задача арт-терапии – способствовать высвобождению в человеке не познанного в себе,  она  дает возможность человеку  прислушаться  к собственному внутреннему голосу, помогает  раскрыть богатство  внутренней  природы личности.

У арт-терапии есть еще одна особенность – это ее эстетический компонент. «Творчество, — пишет В.В.Давыдов, — является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творчество дает переживания своей целостности, отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания, оно  упорядочивает внутренние процессы человека, действует благотворно на личность. Это объясняется тем, что в человеке заложена естественная потребность воспринимать окружающую действительность через эстетическую среду.

В гуманистической психологии считается, что в основе адаптации личности к социальной среде, лежит созидательный акт, сторонники гуманистической психологии делают упор в арт-терапии на творческую активность, на способность человека к самостоятельному созданию в изобразительной продукции форм и образов. По их мнению, творчество является одним из средств преодоления страха. Например, изображение в виде скульптуры или картины способно освободить человека от страха.

Творческие удачи создают чувство личного превосходств, появляется чувство личной ценности, а люди, занимающиеся творчеством, лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий в решении внутренних и внешних конфликтов.

Опираясь на сказанное, можно констатировать, что терапия искусством (арт-терапия) может служить способом освобождения человеческой личности от конфликтов и сильных переживаний, быть ускорителем терапевтического процесса, дополнительным средством для интерпретации и диагностики, а так же «дисциплинирующей и контролирующей силой», посредством развития внимания к собственным чувствам, повышения индивидуальной самооценки и художественной компетенции.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.