Конструирование как прием развития представлений в уме

познание, приобретение навыков, процесс, дошкольный возраст, проблемы, опыт, знания, пространственные представления, навыки

Познание окружающего мира для ребенка это естественный процесс. Дошкольный возраст это возраст когда закладывается фундамент для общего развития ребенка. Навыки полученные в этом возрасте являются жизненным опытом ребенка перед школой. А что такое жизненный опыт? Это умение совершать действия внешнего и внутреннего плана. Совершать действия во внешнем плане малышей учат с рождения, а вот сформировать у малышей способность действовать в уме, гораздо труднее.

Действия в уме, которые особенно необходимы в школе: читать про себя, складывать цифры в уме, представлять, что цифры в пределах десятка распадаются на составляющие и т.д. Если дошкольник к семи годам умеет находить решение в уме, то как показывает практика, такой ребенок быстро овладевает навыками счета, тогда как  для ребенка у которого не сформировано умение оперировать в уме, обучение математике превратится в пытку.

Для того чтобы избежать подобных проблем,  дошкольника надо учить действиям  в уме. Формирование у малышей  таких действий начинается с осваивания действий во внешнем плане. Действия внешнего плана это приобретение опыта в процессе которого ребенок оперирует предметами, например кубиками, или изменяет состояние предметов,  лист бумаги превращает в гору мелких частей и т.д. Таким образом ребенок познает окружающий мир.

С расширением внешних  действий  ребенка, расширяется его опыт. А полученные  знания о внешнем мире переходят во внутренний план, являясь базой для действий в уме. С.Л. Рубинштейн считал, что действия тесно связаны с мышлением. Также он относил действия к первичной форме мышления, в котором большую роль отводил речи.

Опираясь на выше сказанное можно сформулировать следующее —  формирование действий в уме напрямую связано с общим развитием ребенка,   в котором  движение, мышление и речь являются его основой.

Занятия в нашем Центре выстроены таким образом, чтобы  движение, мышление и речь дополняли  друг  друга.

Так для усвоения понятий съедобные и не съедобные грибы мы предложили детям 5,5 лет создание образа опят на пеньке. Для начала дети посмотрели картинки и фотографии грибов, поделились знаниями о грибах, объяснили почему грибы  называют съедобные и несъедобные, внимательно рассмотрели грибы опята, отметили что на ножках съедобных опят есть ободок, как «шарфик» под шляпкой,  затем приступили к работе.

Для конструирования образа «Опята на пеньке» использовали крышки из-под кофе (лучше коричневого цвета), пластилин,  одноразовую тарелку,  зубочистки и шило. У ребят перед глазами был готовый образец.

Заранее педагог-психолог сделал шилом отверстия для зубочисток в крышке, а несколько отверстий на крышках сделал в присутствии детей,  дети самостоятельно вставляли зубочистки в отверстия в крышке и пластилином закрепляли их с внутренней стороны, для такой работы можно использовать и шпажки. Далее дети облепили крышку и зубочистки пластилином,  и в последнюю очередь лепили шляпки грибов.

100.Конструирование как прием  (1)

В процессе работы дети общались и у них было хорошее настроение. Справились каждый по-своему. Практика показала, что у детей 5,5 лет  сформировано умение оперировать в уме представлениями о форме, цвете, расположении в пространстве, опираясь на ране приобретенный опыт, который они дополнили в процессе нового задания.

100.Конструирование как прием  (3)

100.Конструирование как прием  (2)

100.Конструирование как прием  (1)

Нельзя забывать, что конструирование, с нашей точки зрения, развивает пространственные представления, творческое мышление дошкольников и формирует  умение конструировать  в уме образ и воплощать его в авторской работе.

Успехов вам!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.