Движение и психические процессы человека

Движение и психические процессы человека

Foto — Pronina Elizaveta

О том, как человеческое тело приходит в движение, ученые задумывались давно. В XVII веке Р.Декартом была создана теория движения. В XIX веке в эту теорию существенный вклад внес английский ученый Ч.Белл. Однако главным разработчиком теории движения по праву можно назвать русского физиолога И.М.Сеченова.

Сеченов отвел главную роль в познании окружающего мира мышечному движению человека и ввел понятие «психомоторика», под которой мы понимаем сознательно регулируемые движения ума и тела.

Другими словами, любые психические процессы[1] вызванные действиями извне влияют на органы чувств. Сеченов писал, что причиной любого поступка является наружное чувственное возбуждение, только это дает пищу для мыслей. А любая мысль, говорил Сеченов, лежит вне человека. Именно ощущения и восприятия, полученные извне, влияют на человека, его действия, поступки и поведение. Согласно теории Сеченова, реагирование человека на окружающий мир осуществляется в мускульных движениях, как внешних, так и внутренних. При визуальном восприятии в движение приходят мышцы глаза, при аудиальном восприятии мышцы уха, при речи мышцы речевого аппарата  и т.д. Считается, что психические процессы проявляются в мышечном тонусе, который в свою очередь связан с возбуждением и торможением. Например, в стрессовой ситуации происходит торможение психических процессов, система «тело-интеллект» блокирует движение, когда человека охватывает страх, он как бы «парализует» человека на какое-то время. Конечно, у людей с разной нервной системой реакция на стресс разная, но если у человека сформирована адекватная реакция на окружающий мир, то и действия будут адекватны ситуации

Природой в человеке заложен процесс возбуждения и торможения, именно он сохраняет в системе «тело-интеллект» баланс, но если у индивидуума не сформировано адекватное восприятие мира, баланс его системы «тело-интеллект» нарушается, его поступки, действия, поведение становятся неразумными. Это многое объясняет на примере подросткового возраста.

Подростковый возраст считается  сензитивным[2], в этот период перестраивается вся система, не сформированные психические процессы становятся не контролируемыми. Именно поэтому важно формировать в ребенке моральные ценности, адекватное поведение, поступки и мысли с раннего возраста. Нельзя забывать, что именно родители для малыша являются примером такого формирования, в процессе которого ребенок учится понимать слово, уважать себя и других, позитивно воспринимать окружающий мир, позитивно мыслить и хотеть делать добро. Поэтому к младшему школьному возрасту у ребенка должны быть сформированы сознательно регулируемые движения ума и тела.



[1] под психическими процессами мы понимаем функционирование  психики в ситуации здесь  и теперь

[2] чувствительным

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

1 коммент. к “Движение и психические процессы человека”

  1. […] сопротивляется, поскольку при заболевании нарушается психомоторика. В системе «тело-интеллект» накапливаются […]


Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.