Дезадаптация

адаптирование ребенка, дезадаптация, симптомы дезадаптации, виды дезадаптации, образовательная кинесиология, коммуникативные навыки

Воспитание ребенка это не простой процесс, ведь кроме того что ребенка надо в процессе жизни кормить, одевать, его еще надо подготовить к жизни в социуме. И вот как раз умение человека приспособиться к социальной среде называется адаптацией. Соответственно, дезадаптация это неумение приспосабливаться к новым условиям и к новым ситуациям. Дезадаптация это психическое состояние, при котором психосоциальный статус человека не соответствует той обстановке, в которой он оказывается, что и является трудностью приспособления. Дезадаптация является барьером на пути развития личности. Термин дезадаптация  все чаще стал употребляться психологами и психотерапевтами, давайте попытаемся разобраться, почему это происходит.

Виды дезадаптации

Дезадаптацию делят на три вида:

  1. Патогенная. К ней относятся  нервно-психические заболевания;
  2. Психосоциальная. Неумение приспособиться к новой обстановке, как правило, в период формирования личности;
  3. Социальная. Проявляется в нарушении процесса социализации.

Границы психосоциальной и социальной дезадаптациий весьма условны и разница лишь в особенностях ее проявления. К этой же категории можно отнести и школьную дезадаптацию или учебную. Поскольку нас интересует адаптация индивида в социальной среде, то сегодня мы поговорим о социальной дезадаптации.

Чаще всего проблема дезадаптации проявляется в младшем школьном возрасте, как правило в первом классе. Это возникает потому, что ребенок, попав в школу, не может выстроить отношения в социуме, не может влиться в учебный процесс, не может адаптироваться к новым условиям. Происходит это по разным причинам. Одной из главных причин, по нашему мнению, является конфликт с окружающей средой, в свою очередь причиной которого является несоответствие потребностей личности, которые ограничиваются требованиями социальной среды. Конфликт порождает психическое напряжение то есть стресс, который проявляется повышенной тревожностью. При таком состоянии система «тело-интеллект» на бессознательном уровне включает защитные механизмы ребенка, а именно блокирует в первую очередь каналы восприятия как бы «выключая» доступ информации, оберегая таким образом систему от дальнейших стрессов. В таком состоянии ребенок не способен адекватно реагировать на психотравмирующие ситуации, на информацию и ее усвоение.

О признаках дезадаптации

Симптомы дезадаптации многочисленны. Это тревожность, фантазирование, упрямство, страхи, неспособность сосредоточиться на чем-либо, неуверенность, повышенная возбудимость, агрессия, конфликтность, чувство неполноценности, лживость, низкий показатель школьных достижений, неадекватная самооценка. Так же к дезадаптации относятся тики различного проявления, психосоматические расстройства.

К первым признакам школьной дезадаптации можно отнести нарушение норм поведения и трудности в учебе. Нарушение норм поведения влекут за собой, в большинстве своем, затруднения в усвоении учебного материала. Еще одним признаком дезадаптации является неспособность ребенка «работать на уроках в нормальном темпе. Темп, как правило, у каждого возраста свой. Младшие школьники с дезадаптацией эмоционально неустойчивы, они могут легко переходить от активности к пассивности и наоборот. Такие дети быстро утомляются, часто жалуются на плохое самочувствие и усталость. Неумение ребенка приспосабливаться к новым условиям является причиной снижения успеваемости даже у детей с высоким интеллектом.

Родителям младших школьников надо быть особенно внимательными к эмоциональному состоянию ребенка, для этого надо знать какие признаки проявления в поведении ребенка должны вас насторожить.

К таким признакам следует отнести;

  • не усвоение программного материала;
  • негативное или безразличное отношение к учебе, к сверстникам, к учителям, к проявлению себя в социуме;
  • повышенная тревожность, проявляющаяся в отказных реакциях, в нарушении  поведения.

Если один из  выше названных признаков проявился у вашего ребенка, следует обратиться к специалистам-врачам, психологам или психоневрологам для диагностики и выявить причины дезадаптации для того, чтобы целенаправленно скорректировать имеющуюся проблему.

Одной из форм коррекции является индивидуальная форма работы в области Образовательной кинесиологии, которая направлена на снижение тревожности, освобождение тела от блоков, формирование воли и коммуникативных навыков. Современная коррекция позволяет стабилизировать эмоциональную сферу ребенка. Будьте внимательны к своим детям и во взрослой жизни они справятся с любыми трудностями самостоятельно. Успехов вам в воспитании!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

1 коммент. к “Дезадаптация”


Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.