С рождения человек приобретает навыки, которым он учится на протяжении всей жизни, начиная с детства, продолжая в подростковом возрасте, юности и далее во взрослой жизни. Жизнь не бывает однообразной, она всегда преподносит человеку нестандартные ситуации, как положительно, так и отрицательно окрашенные. Каждый человек реагирует на окружающий мир по-разному, реакция может варьироваться в диапазоне от бурной радости до страха или ужаса. Ранее мы говорили, что стресс — это напряжение системы «тело-интеллект». И если у человека система сбалансирована, т.е. работает процесс, который защищает организм от эмоциональных перегрузок, то стресс не является опасным. К сожалению, не у каждого человека работает механизм защиты от стресса, полученный стресс можно пережить и забыть про него, а можно переживать его снова и снова. Одни люди легко с этим справляются, другие не умеют. Длительное состояние стресса или часто повторяющиеся стрессовые состояния блокируют процесс реагирования на стресс. И нервная система ориентирована на выживание, что отрицательно сказывается на функционировании всего организма.
В современном мире проблемой является психоэмоциональное напряжение, при котором возникающая эмоция чаще всего бывает «неотреагированной».
Например: накричал начальник, а подчиненный не возразил, поскольку боится потерять работу или родитель накричал на ребенка, ребенок сжался, поник, заплакал и отошел. Подобные ситуации организм воспринимает как угрозу, следовательно, готовится к отражению атаки, но если этого не случилось, то внутри остается переживание, которое по силе бывает разное (от огорчения и слез, вплоть до психологической травмы).
Травмирующие ситуации вытесняются в подсознание и хранятся там, влияя на настоящую жизнь человека, который не догадывается, откуда у него возникают страх, тревога, печаль и т.д. Травмирующие события прошлого, зафиксированные подсознанием, влияют на всю дальнейшую жизнь человека.
Например: на ребенка в детстве постоянно кричали, вызывая таким поведением у него негативные эмоции, а т.к. мы воспринимаем информацию через зрение, слух, эмоции, то в данном случае слуховой канал восприятия ставит «блок», ребенок физически слышит информацию, но в мозг информация не поступает. Получается следующая схема: информация – восприятие – понимание – действие, не срабатывает, т.к. человек не может правильно среагировать. Но при повторении подобной ситуации, негативные эмоции всплывут не только в детстве, но и во взрослой жизни, возвращая человека к негативным эмоциям. Если у человека на неприятную или пугающую его деятельность, возникают негативные эмоции, то организм воспринимает это как стресс, а стресс уменьшает нашу способность учиться и запоминать. Это является одной из причин, почему многие люди бояться учится новому, а СТРАХ часто является тормозом к развитию личности. Кроме того, стресс выражается впоследствии в раздражительности, переутомлении, злости, неудовлетворенностью в жизни.
Для того, чтобы освободить человека от памяти негативных эмоций (чаще именно они хранятся в нашей памяти), необходимо их вывести наружу и снять блоки полученные в процессе жизнедеятельности. Это можно сделать в работе с клиентом через интегрированные упражнения программы «BRAIN GYM»[1]. Цель программы состоит в том, чтобы пробудить в человеке потенциал внутренних ресурсов для развития личности, активизировать поток энергии, вернуть интерес к жизни и радость. В процессе работы деятельность клиента направлена на координирование функций мозга с двигательной активностью — такой подход способствует активной работе всей системы «интеллект-тело». Полученный опыт дает возможность клиенту легко обучаться новому и выполнять любую работу как в процессе работы с психологом, так и в дальнейшей жизни.
Уникальность программы «BRAIN GYM» в том, что это методика сопровождения, отслеживания продвижений клиента осуществляется через мышечный тест[2], который позволяет выявить эмоцию клиента (положительную или отрицательную). Побуждение к мысли или действию дает возможность клиенту осознать свое отношение к восприятию чувств, мыслей, событий. Различные техники программы предоставляют клиенту возможность осознать и проработать свое отношение к негативным эмоциям, изменив их на позитивные. Работа по данной программе достаточно сложна и длится не один час, поскольку для изменения состояния сознания требуется время. Программа «BRAIN GYM» подходит как для детей, так и для взрослых.
[1] Brain Gym — это комплексная программа, направленная на балансирование системы «тело-интеллект», которая восстанавливает равновесие между мозгом, телом и эмоциями человека.
[2] Мышечный тест — выявляет реакцию клиента (положительную или отрицательную) на мысли, слова, или действия человека в момент работы с психологом.
Как это всё верно, а потом удивляемся, что происходит с детьми. Почему они нас не слышат и не понимают. Когда же об этом задумаемся?