Адаптация пятиклассников

адаптационный период, адаптация пятиклассников, взять ответственность, родители, ребенок, средняя школа, самостоятельность, усвоение материала, стресс, как помочь ребенку

Продолжаем писать про адаптацию ребенка. В прошлом году мы размещали статью об адаптации первоклассника. Здесь можно прочитать про общую адаптацию.  Сегодня поговорим об адаптации подростка.

Как показывает практика, сегодня большой проблемой для младших школьников является адаптационный период при переходе из начальной школы в пятый класс. В этот момент ребенку, как правило, исполняется 10-11 лет и ребенок подходит к границе подросткового возраста, который сам по себе непростой.

С каждым годом в школе появляется все больше и больше детей, которые в пятом классе на протяжении года не могут адаптироваться к учебной деятельности, к сверстникам, или к школьной среде. Этот процесс для многих детей протекает сложно  болезненно и зависит от многих факторов.

К таким факторам можно отнести: переход от одного учителя к группе новых учителей, прибавление предметов и несформированный навык самостоятельности (родители делали уроки всю начальную школу с ребенком). Если в начальной школе родители во всем помогали ребенку (часто этого требовала учительница), то в пятом классе родители уже не могут отследить усвоение материала по всем предметам и проконтролировать подготовку каждого из них. А многие, вздохнув что перешли в среднюю школу, просто предоставляют ребенку самому решать свои проблемы (учительницы-контролера для родителей нет). И если полностью опекаемый младший школьник попадет в такую ситуацию, то это ввергает его в стресс. Это происходит потому что ребенок не умеет работать самостоятельно, он привык к опеке, привык что недослушанное на уроке ему дома разъяснит мама. Но случается такая ситуация, что родители подчас не подготовлены к пятому классу и не всегда могут помочь своему ребенку, но не забывают требовать с него хорошие отметки. В пятом классе, как показывает практика, у ребенка и родителей резко меняется отношение к учебе. И тут налицо дилемма: родители хотят, чтоб ребенок не «напрягал» их с уроками, а ребенок не может взять на себя ответственность за выполнение уроков. И в этом вина взрослых, они его не научили.

При такой ситуации система «тело-интеллект» подвергается постоянному стрессу. Часто это происходит от непонимания ребенком пройденного материала и заданных домашних заданий. Ребенок начинает нервничать, отказываться самостоятельно выполнять уроки, злиться, плачет, защищаться или хитрить.  В результате, к концу второй – началу третьей четверти ребенок выбирает свою стратегию поведения, которая в сложившихся обстоятельствах «работает». Он может плакать, прочитав задание, отказываться выполнять задания на уроках, может выполнять задания, но исключительно «из-под палки» или же выбирает роль шута-балагура, демонстрируя свою храбрость в классе, мешая учителю вести урок.

Конечно, учителям это не нравится, родителей все больше и больше раздражает создавшаяся ситуация, ребенок отстает от усвоения материала, к нему предъявляются претензии и в школе, и дома, мотивация к учебе снижается до нуля. Срабатывает защитная функция системы «тело-интеллект», которая интуитивно для сохранения системы «ставит» защиту в виде болезни. Ребенок начинает часто болеть и часто пропускать школу,  особенно этому подвержены тревожные дети. Как следствие разрыв между усвоением материала становиться все больше и больше. И к концу года ребенок чувствует себя ущербным, что особенно усугубляется, если учитель позволяет себе публичные нелестные высказывания в его адрес.

Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на ваш сайт.

1 коммент. к “Адаптация пятиклассников”


Оставить комментарий

Powered by WordPress. Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.